Новости

Чтобы вырасти патриотом, нужно, как минимум, прочитать десяток книжек, разбираться в окружающей действительности, брать пример с политической элиты и при этом иметь свое мнение.

Чтобы вырасти потребителем, не нужно ничего вообще. Идеологический вакуум заполняют простейшие потребности, из которых под давлением рекламы и общественного мнения формируется целый культ вещей с параллельным пренебрежением к патриотизму, который якобы присущ только «ватникам» и «совкам».

Но сегодня фокус смещается от идеологии потребления –  с ее пренебрежением к политике и культом личного благополучия – к ценностям патриотизма, чувству сопричастности к событиям Победы, гордости за республику и ее достижениям.

Оказалось, что деньги не решают ряда проблем – престижа профессий, политической стабильности, морального состояния общества.

Либерализация всех сфер жизни общества предполагала полное устранение государства из сферы воспитания молодежи. На развалинах советской экономики крепла уверенность, что рынок отрегулирует все, вплоть до идеологии, школьной формы и цветов флага.

Однако впоследствии оказалось, что за словом «рынок» прячется падение цен на нефть, спад мирового производства, войны в защиту экономических интересов, миграции дешевой рабочей силы, бесконтрольное движение капитала. Постсоветские республики оказались мало готовыми к таким реалиям, и о молодежи и идеологии на короткое время просто забыли на фоне иных проблем.

На этот же период приходится «взрыв» радикальных молодежных организаций, рост национализма, появление структур неонацистского толка, экстремистской литературы и т.д. Причем опыт соседних государств показывает, что высокая цена на нефть и газ дают практически неограниченный ресурс государственной власти. Об идеологии и патриотизме вспоминают только тогда, когда этот ресурс исчерпывается.

Беларусь отличается от бывших советских республик тем, что линия Александра Лукашенко всегда была направлена на сохранение традиций и преемственности. Она вызывала много претензий в оппозиционной среде, но сегодня совершенно очевидно, что мир, гражданское согласие, безопасность нельзя купить и выстроить единовременно. Это результат нескольких десятилетий направленной работы, а также бережного отношения к традициям.

Со стороны ряда общественных групп постоянно подбрасывалась полемика о целесообразности  государственной молодежной политики вообще. За любыми подобными предложениям стоят чужие интересы и амбиции, которые обычно подаются через ограниченный личный опыт членства в комсомоле и пионерии, которое у сегодняшних 40-летних пришлось на слом советской системы.

Между тем, любой социально-экономический кризис – тяжелейшее испытание не только для государства, но и для семьи и семейных ценностей.

Что такое «хорошо и плохо» в этом случае объясняют не стихи Маяковского, а улица, сверстники, мода, телевидение, а теперь еще и интернет. При этом детская психика очень пластична, и при направленном воздействии из ребенка можно вылепить любой материал «на заказ».

Речь не идет о какой-то политической «обработке». Все гораздо прозаичней и упирается в деньги. Сегодня соцсети полны противоречивой информации, которую ребенок не может критически оценивать. Детским умом манипулируют – как правило, в коммерческих целях, когда на выбивание прибыли из родителей работает целая индустрия – мультиков, компьютерных программ, игрушек, газировки, музыки, а разные товары объединяются одной франшизой. Это, кстати, яркий пример, когда ребенок интересен обществу только с точки зрения потребления, а не с точки зрения патриотизма и гражданской сознательности. Рыночные «тимуровцы» не рубят дрова пенсионерам, а рубятся в компьютерные игры по мотивам мультиков и смотрят мультики по мотивам игр. «Идеологическое» же воспитание происходит по остаточному принципу; сложные взрослые темы ребенку не интересны, кроме того, обычно отсутствует приемлемая форма подачи.

Именно поэтому данные процессы нельзя пускать на самотек.

19 мая Председатель Центрального совета БРПО Виктория Меннанова рассказала журналистам:

– Мы идем в ногу со временем. У нас серьезно развивается работа в информационном пространстве, в интернете и социальных сетях. Полагаем целесообразным мобилизовать наших ребят в интернет-пространстве, потому что сегодня каждый ребенок пользуется интернетом. Мы должны развивать такие проекты, которые будут интересны ребятам, – считает она. – Пионеры были и остаются примером. Ребята продолжают заложенные ранее традиции: помогают пожилым, учат малышей, как нужно себя вести, ведь это общечеловеческие ценности — добро, труд, справедливость. К этому нужно призывать детей сегодня и воспитывать в них в первую очередь нравственные качества.

>

Этот как раз тот случай, когда нет необходимости изобретать велосипед. Девиз пионерской организации, которая сегодня отмечает 95-летие – «Пионер! К делам на благо Родины, к добру и справедливости будь готов!» И за простыми словами угадываются сложные вещи  – знание Конституции и своих прав, политическая культура, гражданское воспитание.

Открытый Диалог поздравляет Белорусскую республиканскую пионерскую организацию с 95-летием. Детство – замечательное время, когда мир кажется простым, добрым и ярким. Наша молодежь – самая честная, талантливая и креативная, и мы, взрослые, должны сделать все, чтобы слова «Родина», «добро» и «справедливость» навсегда остались для ребенка самыми важными.